История школы

Наша История

Наша история началась 1992 году, когда вступил в действие Федеральный закон Российcкой Федерации «Об образовании», разрешающий наряду с государственными и негосударственные образовательные учреждения.

Наталия Владимировна Царёва вместе с известным московским священников Артемием Владимировым придумали концепцию «Детского Православного Собрания» и запустили этот проект в жизнь. Родители и дети, проводившие в Собрании свое свободное время и занимавшиеся там изучением основ Православия, английским языком и искусствами, неоднократно высказывали пожелание учиться у нас постоянно и изучать общеобразовательные дисциплины, не посещая государственную школу.

Так, в Теплом переулке (современная ул. Тимура Фрунзе, м. Парк Культуры) возник Православный Классический Лицей. Сначала мы набрали только 1-й класс, потом школа начала расти вместе со своими учениками.

В 1998 году мы переехали в учебный корпус храма св. блгв. кн. Александра Невского в Покровском (бывшее имение Романовых, принадлежавшее инокине Марфе, матери первого государя из Дома Романовых). Перерегистрировавшись, наше учебное заведение стало называться «Средняя общеобразовательная православная школа во имя св. блгв. кн. Александра Невского».

В 1999 г. по причине сильного пожара, уничтожившего всякую возможность оставаться на прежнем месте, школа переехала на Иерусалимскую улицу (Таганский р-н ЦАО) в огромное помещение площадью 7000 квадратных метров. Там, в помещении храма в честь Иерусалимской иконы Божией Матери мы благополучно провели еще 9 лет.

В 2004 г. наши первые учащиеся подросли, окончили одиннадцатый класс и получили аттестат государственного образца (ЕГЭ тогда еще не было). С тех пор у нас было уже 14 выпусков, один лучше другого. Множество высших учебных заведений осталось за спинами наших дорогих выпускников. Многие из выпускников счастливо женаты, имеют своих детей, и мы с радостью открываем для них двери нашей гимназии.

В 2008 году наше учебное заведение удостоилось великой чести быть приглашенным Марфо-Мариинской Обителью милосердия и взять себе имя св. прмц. великой княгини Елисаветы. Наш государственный статус стал гимназическим (самый высший из трех: школа. образовательный центр ии гимназия). С 12 августа 2008 года мы официально называемся негосударственным образовательным учреждением «Елизаветинская гимназия».

С вступлением с 01 июля 2012 г. в силу поправок к ФЗ «Об Образовании» наш Устав вновь прошел перерегистрацию и наша гимназия стала частным образовательным учреждением.

2017-й год для нашей гимназии юбилейный. Мы отмечаем первые 25 лет жизни! Надеемся и дальше трудиться с Божией помощью и приносить пользу людям, Церкви и Отечеству!

Ваша Елизаветинская гимназия

Имя святой Елизаветы

Думаю, что для многих жителей столицы весьма значимым оказалось открытие Елизаветинской гимназии при Марфо-Мариинской обители, приуроченное к освящению последней. Оглядываясь назад, в дореволюционное прошлое обители, мы увидим в ней то, что сегодня возрождается по кирпичикам: приют и школа. Несомненно, что замыслу преподобномученицы Елизаветы Федоровны отвечала именно такая обитель, в которой, помимо службы милосердия, больничного дела, опеки над страждущими, был бы еще и центр просвещения для детей, отроков, юношей и девушек. Как известно, святая Елизавета Федоровна не имела детей по плоти. Может быть, поэтому ее сердобольная душа, в которой совмещались и материнская благость, и отеческая доблесть, особенное внимание уделяла подрастающему поколению. Это видно из истории Ильинской усадьбы, где жила сиятельная Чета, и особенно из истории Марфо-Мариинской обители.

Сегодня вплотную к монастырской земле примыкает очень красивое здание середины XIX столетия. Оно отписано Марфо-Мариинской обители по решению мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова как возмещение за те здания, которые в советское время, нарушив монастырский ансамбль, вторглись на территорию монастыря. Особенно отрадно, что это здание, памятник архитектуры, интерьер которого был создан заново, тотчас отдали под образовательное учреждение, носящее имя святой Елизаветы. Особенность нашей школы – в живой сопричастности к истории этого святого уголка Москвы. Ведь ни для кого не секрет, что многие европейские королевские дома, вспоминая о династии Романовых, смотрят в сторону Большой Ордынки и признают Марфо-Мариинскую обитель любимым детищем преподобномученицы Елизаветы.

Делая первые шаги по святой земле обители, вы тотчас ощущаете царящую здесь иную атмосферу. Вот вытянувшаяся в струнку белым ангелом замечательная скульптура святой Елизаветы, одно из лучших творений Вячеслава Клыкова. На диво сохранившийся и с любовью отреставрированный Покровский храм – памятник русского модерна, каждый элемент которого Великая Княгиня вынашивала вместе с приглашенными ею художниками и архитекторами. А вот наша желтенькая, как цыпленок, школа, соединяющаяся с обителью особым маленьким ходом, и это не случайно. Школа хотела бы перенять от Хозяйки обители утонченную культуру и благородство, а потому делает установку на классическое образование. Речь идет не только о начатках классических языков, преподающихся у нас, начиная со средней школы, но и о самой культуре поведения; о том, что составляет образ мысли и жизни просвещенного Евангелием русского человека.

Святая преподобномученица Елизавета Федоровна была носительницей культуры, в лучшем смысле этого слова. Уроженка Европы, человек широких знаний, практических навыков, прекрасная душой и телом, она сочетала все лучшие плоды западной цивилизации с глубоким, искренним православным благочестием. В Православии Великая Княгиня нашла благодатное тепло верующего сердца, которое сделало ее земным ангелом — по притягательности и обаянию личности, чистой, целомудренной, недоступной для соблазнов. Думаю, она не имела себе равных в начале XX столетия. Ее духовный, нравственный авторитет был и остается непоколебимым.

В установке на красоту христианской личности школьные педагоги черпают силы к творчеству. Из рук Великой Княгини мы принимаем те основы образования и воспитания, которые, дай Бог, нам, педагогам, научиться претворять в жизнь. В этой школе преподавание идет по общей государственной программе, с углубленным изучением математики, истории, литературы и английского языка. Думаю, что сегодня, при великом разнообразии школ, лицеев и гимназий, можно найти подобные нам заведения, достигающие и более высоких результатов… Но как преподаватель уроков добра и нравственности я вижу главную нашу цель в том, чтобы, просвещая умы учеников, умягчать их сердца. Что касается идей воспитания и образования, то XXI век, к сожалению, не слишком выгодно отличается от предыдущего столетия. Все мы, педагоги и родители, видим, как быстро меняется внутренний мир детской души. Признаем, насколько сложным становится дело воспитания. Современные популистские идеи свободы, полной раскованности (не скажу, разнузданности) современной молодежи оказывают ей «медвежью услугу». Вот почему главная задача школы – создать определенную нравственную атмосферу, чтобы, насколько возможно, предохранить детей от растления, ныне подстерегающего их на каждом шагу.

Родители, приводящие сюда своих детей, знакомятся со школой и потому имеют возможность составить себе о ней полное представление. Повторяю, наши опытные педагоги не вчера начали свою деятельность, поэтому школа эта достаточно хорошо известна среди православных учебных заведений. Сегодня редко уже найдешь семьи, которые были бы совершенно отчуждены от жизни Церкви. Как никак, христианское просвещение в достаточной мере коснулось умов и сердец жителей столицы. Другое дело, что дети сейчас трудные. «Яблочко от яблони падает недалеко», и поэтому педагог, проводя урок, один на один с классом, выявляет для себя все индивидуальные особенности развития ребенка. Да, сегодня вы не встретите богохульников и кощунников (мы живем не в комсомольские двадцатые годы), но увидите детей, не умеющих вести себя в обществе, с трудом подчиняющихся школьной дисциплине, детей, которые не в состоянии владеть собой, предостаточно. У наших педагогов – непочатый край работы.

Безусловно, мы не имеем возможности отслеживать поведение наших детей вне стен школы. Родители, в первую очередь, должны быть садовниками этих живых цветов детских душ, чтобы чада не оказались поглощенными бездной интернета или развращенными влиянием улицы. В нашей школе священнику и педагогам по силам добиваться определенных успехов в деле нравственного воспитания. Между прочим, школьная форма позволяет детям осознавать себя единым ученическим сословием, общностью, в которой словосочетание «честь мундира» не является архаизмом.

А как важно обращать внимание на речь учащихся! Если сегодня подзаборная брань стала обыденным явлением и многие школьные учителя уже не решаются бороться с этим недугом, то у нас еще есть возможность отслеживать случаи употребления ненормативной лексики, а главное – давать детям добрый пример общения на чистом литературном языке. Мы требуем от детей, чтобы их слово было просто, ясно и прекрасно.

Все наши талантливые педагоги в ходе преподавания своей дисциплины не забывают главной задачи воспитания: не только гуманитарные, но и естественные науки преподаются у нас в духе христианского миросозерцания. Сегодня написаны принципиально новые учебники, и нашим детям нет нужды раздваиваться в своих убеждениях, притом что они будут подготовлены к сдаче государственного экзамена и к поступлению в высшие учебные заведения. Зная отживающие свой век концепции происхождения жизни, эволюционную теорию происхождения человека, они имеют ясный библейский взгляд на тайну бытия. В этой духовной ориентации детей, привитии им основ христианского мировоззрения мы видим важнейшую идейную задачу школы.

Не ошибусь, если скажу, что главным событием на неделе для наших учеников является посещение Марфо-Мариинской обители. Каждую среду вместе с родителями они участвуют в богослужении. Большинство детей хорошо знают школьного батюшку и дружат с ним, без всякой робости идут к нему на исповедь. Даже самые маленькие, из подготовительной группы, детки индивидуально исповедуются, рассказывая батюшке все, что они посчитают нужным. После святого причащения дети вновь встречаются со священником на занятиях, которые едва ли можно назвать уроками, по их близости к жанру беседы. В общих тетрадях учащиеся записывают главное содержание урока. Однако сами занятия проходят непринужденно, в искренней, доверительной обстановке, в атмосфере радости, что для детей делает это общение желанным. Оно для них – не в тягость, а в радость.

Мне как пастырю и педагогу хотелось бы, чтобы принципы преподавания и воспитания соответствовали заповедям преподобномученицы Елизаветы о нравственном просвещении личности, о духовном укреплении питомцев школы. Пусть любовь и правда соседствуют друг с другом, вдохновение и принуждение (а это необходимый элемент в воспитании) пронизывают друг друга! Пусть детям приоткроется духовный мир, и они почувствуют, что Православие – это царство любви, разума и правды! Тогда, заканчивая школу и выходя во взрослую жизнь, плывя по руслу жизни, воспитанники не собьются с пути, во всяком случае, они будут знать, где и как черпать нравственную силу в борьбе с соблазнами, искушениями, неизбежно встречающимися на их пути.

Согласитесь, любому директору и учителю приятно, когда выпускники, уже разлетевшиеся по высшим учебным заведениям, в праздничные дни приходят в родную школу, делятся своим жизненным опытом, далеко не всегда победоносным. В большинстве своем школьники осознают postfactum, что елизаветинская гимназия была миром их детства, детства золотого, детства счастливого, которое ограждало их души от жестоких понятий современной действительности. Вот почему всякий раз, когда я приезжаю в эту школу, я думаю о том, каким счастьем для нас, педагогов и детей, явилась самая возможность трудиться, учиться и молиться в Марфо-Мариинской обители. Знакомясь с жизненным путем, трагической, но и прекрасной судьбой основательницы обители преподобномученицы Елизаветы, мы неприметно проникаемся теми началами веры и верности, любви и милосердия, мудрости и рассудительности, носителями которых была эта женщина. Даже внешкольное общение детей, гуляющих по территории обители, «льет воду на нашу мельницу» и благотворно воздействует на души детей, подобно тому, как для учащихся Московской Духовной семинарии главным фактором воспитания является Троице-Сергиева Лавра, с ее святынями. Одним словом, соприкосновение школы с обителью есть для нас самое главное слагаемое успеха.

Мне весьма отрадно видеть, что воспитанницы приюта стали органичной частью нашей школы. Кстати, на них я во многом опираюсь, потому что их внутренняя дисциплинированность, выучка мне очень помогают. Я вижу, что девочки нисколько не уступают и даже во многих отношениях превосходят тех, кто приезжает в обитель из дома. У нас есть общие праздники, и, благодаря трудам нашего музыкального руководителя, дети встречают значимые для обители даты праздничными концертами. Можно догадаться, как приятно бывает высоким гостям обители слушать слаженный школьный хор, ядро которого составляют воспитанницы приюта.

Внешние труды по восстановлению обители еще не завершены. Однако наше молодое учебное заведение – Елизаветинская гимназия уже с нетерпением ожидает столетнего юбилея обители. Мы сейчас раздумываем об общей программе готовящегося праздника.

Возвращаясь к началу нашего разговора, я хочу упомянуть о культуре, которая выражается во всем: во внешнем виде и в умении держать себя, в походке, в способности слушать учителя, не перебивая его; в почерке, который может быть классическим, а может также быть «финикийским письмом», разобрать которое смогут лишь специалисты. Таким образом, святая Елизавета Федоровна является для нас эталоном верности Богу, красоты, интеллигентности, умения каждому человеку служить от полноты любящего сердца. Именно этому нам бы хотелось научить школьников Елизаветинской гимназии.

Духовник гимназии протоиерей Артемий Владимиров



Comments are closed.